Всего у 27 из 637 вывихнутых зубов (4,2%) выявлена TAB (табл. 1). Было замечено, что рентгенографические изменения следовали 3 различным моделям, за каждым из которых следовало возвращение к нормальным периапикальным состояниям при более позднем обследовании: (1) стойкое расширение апикальной PDL полностью сформированного корня с момента травмы до, по крайней мере, 3 месяцев после травмы (т.е. замедленное заживление) (рис. 1); (2) стойкое расширение апикальной PDL несформированного корня после этапа формирования апекса (рис. 2 и 3); или (3) появление de novo апикального разрушения по крайней мере через 3 недели после травмы (рис. 4 и 5). Из табл. 2 видно, что примерно все случаи TAB были в виде стойкого расширения PDL и в виде de novo апикального разрыва после травмы.
Большинство преходящих изменений разрешились при последующем обследовании через 1 год. Тем не менее, следует отметить, что используемый график наблюдения не требовал рутинного вызова пациентов в период от 3 месяцев до 1 года после травмы или от 1 года до 5 лет после травмы. Таким образом, изменения, наблюдаемые при последующем наблюдении через 1 или 5 лет, вполне могли произойти раньше. Самое раннее обследование, при котором изменение исчезло, было на 7-й неделе после травмы; последний в 5 лет.
Частота TAB зависимости от типа вывиха, типа апикального перелома, стадии развития корня и возраста представлена в таблицах 1-3. Из табл. 1 видно, что частота ТАВ связана с типом вывиха. Так, он не наблюдался после интрузивного вывиха и редко после подвывиха и ушиба; но встречались почти с одинаковой частотой после экструзии и бокового вывиха (т.е. 11,3% и 12,3% соответственно). Более того, форма проявления ТАВ также могла быть связана с типом травмы. После ушиба и подвывиха ТАВ появлялась в виде рарефикации (разрежения - радиолюценции) de novo. В 12 из 21 экструзивных и латеральных вывихов TAB наблюдался как стойкое расширение PDL после травмы.
Транзиторную инфекцию нельзя сбрасывать со счетов как этиологический фактор ТАВ, так как только 6 из 27 случаев получали антибактериальную терапию во время травмы.
Из таблицы 2 видно, что ТАВ также был связан со стадией развития корня. Так, ТАВ не наблюдался в зубах с длиной корня 1\4-1\2 и только один раз в зубе с длиной корня 3\4. Наибольшая частота встречалась у зубов с полным формированием корня и закрытыми верхушками.
Хотя было замечено, что TAB связан со стадией развития корня, возраст, по-видимому, мало влиял на возникновение TAB (таблица 3); то есть после того, как была учтена стадия развития корня, возраст на момент повреждения не играл существенной роли. Таким образом, за исключением 1 случая в группе до 7 лет, частота была равномерно распределена между остальными возрастными группами. Также не было разницы в возникновении из-за пола; 4,1% всего мужского населения (16 из 395) и 4,5% всего женского населения (11 из 242) продемонстрировали TAB.
На рис. 6 показано развитие поздних стойких рентгенологических изменений (т. е. поверхностной резорбции и/или облитерации пульпы) после исчезновения ранних преходящих рентгенологических изменений.
Поверхностная резорбция в виде сглаживания верхушки корня (рис. 1), по-видимому, связана с ТАВ. Следовательно, 8 из 27 зубов с TAB (29,6%) показали поверхностную резорбцию. В более крупной выборке (2) 62 из 637 вывихнутых зубов (9,7%) продемонстрировали поверхностную резорбцию. Установлено, что поверхностная резорбция появлялась одновременно или после появления ТАВ, либо непосредственно перед облитерацией пульпового канала.
Облитерация пульпового канала также связана с TAB. Таким образом, 22 из 27 зубов с TAB (81,5%) сопровождались облитерацией пульпового канала. В общей выборке у 96 из 637 (15,1%) выявлена облитерация канала. Это также, по-видимому, связано с поверхностной резорбцией. Из 8 зубов с поверхностной резорбцией 6 (75,0%) привели к облитерации канала.
Изменения цвета коронковой части и электрометрической чувствительности. На рис. 7 представлена хронология изменения цвета зуба и электрометрической чувствительности в зависимости от появления и исчезновения ТАВ. Похоже, что серая окраска и потеря электрометрической чувствительности происходили так же, как и при ТАВ, возвращаясь к норме с нормализацией рентгенографического состояния. Эти соотношения будут рассмотрены позже.
Как описано ранее, TAB обычно появлялись и исчезали в течение 1 года после травмы, но могли присутствовать и в течение нескольких лет. В этот период времени также появились временные изменения цвета и чувствительности. Более того, их появление и исчезновение очень близко следовали за появлением и исчезновением TAB. Таким образом, из этих 27 случаев в 10 восстановилась электрометрическая чувствительность одновременно с исчезновением ТАB, в 6 до его исчезновения и в 5 после его исчезновения; 1 зуб восстановил чувствительность одновременно с появлением ТАB; 4 случая сохраняли чувствительность на протяжении всего периода наблюдения; 1 зуб на момент травмы реагировал положительно, но потерял чувствительность через 2 мес после травмы; чувствительность вернулась к 5-летнему наблюдению.
Рис. 8 иллюстрирует соотношение между TAB, изменениями цвета и чувствительности. Прямоугольная область представляет собой общее количество случаев TAB. Однако число в квадрате представляет те случаи, когда единственным видимым изменением было рентгенологическое изменение. Кружки представляют собой зубы с TAB и изменениями цвета или чувствительности. Области, где круги перекрываются, - это те зубы, на которых видны изменения TAB, цвета и чувствительности.
Что касается изменения цвета, то в 17 из 27 случаев TAB сохранялся нормальный цвет на протяжении всего периода наблюдения. Из 10 демонстрирующих временное изменение цвета 5 стали серыми до появления ТАВ, из них 1 нормализовался до его исчезновения и 1 одновременно с его исчезновением, 3 стали серыми после появления ТАВ, но вернулись к норме с исчезновением ТАВ.